Областной конкурс «Преподаватель года» направлен на повышение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона.

Учредители конкурса: 

  • - департамент образования и науки Кемеровской области;
  • - государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»;
  • - некоммерческая организация «Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области»; 
  • - Кемеровская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ.

 

Для организации и проведения конкурса создаётся оргкомитет.


Конкурс представляет собой   соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий с последующей оценкой качества, времени и других критериев, проводимые в течение определенного периода и завершающиеся церемонией чествования победителей.

 

Участники конкурса должны продемонстрировать высокую профессиональную компетентность, культуру труда, умение на практике применять современные технологии обучения, проявлять творчество  и  личную педагогическую позицию.

Цель конкурса
способствовать созданию условий для развития инновационных процессов в системе профессионального образования региона.

 

Задачи конкурса:

  • - повышение престижа профессии преподавателя среднего профессионального образования;
  • - выявление и поддержка творческих и талантливых педагогических работников системы профессионального образования региона;
  • - распространение передового педагогического опыта;
  • - формирование инновационного профессионального поведения преподавателей.

 

Впервые конкурс проводился в 2006 году по инициативе областного совета директоров учреждений среднего профессионального образования при поддержке департамента науки и профессионального образования и Кузбасского регионального института развития профессионального образования.

 

Постоянными остаются задачи, решаемые конкурсом: выявление и распространение передового педагогического опыта, повышение престижа профессии преподавателя, профессионального мастерства и творческой активности педагогов.

 

Не меняются некоторые условия участия в конкурсе: стаж педагогической работы и возраст участников не ограничен, согласие преподавателей на участие в конкурсе обязательно.

 

Все годы наряду с профессиональным жюри участников конкурса оценивает студенческое жюри.

 

Изменяющаяся внешняя среда, в которой осуществляют свою деятельность учреждения профессионального образования, развитие информационных технологий, модернизация системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена способствуют развитию конкурса, изменению содержания и форм конкурсных испытаний.

 

В первом конкурсе «Преподаватель года» принимали участие только преподаватели учреждений среднего профессионального образования. Выдвижение кандидатов для участия в конкурсе происходило как посредством самовыдвижения, так и по инициативе образовательных учреждений, их структурных подразделений, городских и областных методических объединений преподавателей учреждений среднего профессионального образования.

 

Конкурс проводился в три этапа. На первом заочном этапе участники конкурса представляли наиболее значимые учебно-методические материалы или творческие работы, созданные в течение трех последних лет, описание педагогической концепции и системы работы. В ходе второго заочного этапа конкурсанты представляли на рассмотрение жюри видеозапись одного учебного занятия, его самоанализ, компьютерную презентацию по теме «Самые успешные дела в 2004/2005 учебном году». В финале конкурсанты защищали проекты «Кузбасское образование конца ХХI века: реальность и фантастика», осуществляли творческую самопрезентацию, участвовали в интеллектуальной игре «Актуальные вопросы педагогической деятельности».

 

Победителем конкурса стал Константин Николаевич Светлаков, преподаватель Профессионального колледжа г. Новокузнецка.

 

В 2007 году в конкурсную борьбу включились преподаватели учреждений начального профессионального образования Кемеровской области. Победители определялись в двух номинациях: «Преподаватель года СПО» и «Преподаватель года НПО». Конкурс проводился в очно-заочной форме в три этапа. Первый этап не изменился. Второй этап проходил в КРИРПО, конкурсанты публично защищали свои педагогические концепции.

 

В первом туре финала участники конкурса провели конкурсное занятие по преподаваемой дисциплине на базе незнакомой группы в одном из учреждений НПО или СПО области. Во втором туре финала конкурсанты защищали проекты актуальной педагогической реальности, осуществляли творческую самопрезентацию, участвовали в интеллектуальной игре «Актуальные вопросы педагогической деятельности». Впервые финалисты стали участниками Губернаторского приема в честь победителей областных профессиональных конкурсов.

 

В 2009 году появился отборочный этап конкурса в образовательных учреждениях НПО и СПО, победители которого принимали участие в областном этапе. На отборочный заочный этап конкурса участники представляли образовательный проект «Формирование инновационного поведения у обучающихся» и эссе «Путь в профессионализм». В полуфинале конкурсанты публично защищали проекты. Финалисты конкурса провели конкурсное занятие по преподаваемой дисциплине на базе незнакомой группы в одном из учреждений НПО или СПО области, презентацию выставочных материалов и дали мастер-классы. Заключительная часть финала проходила на большой сцене актового зала института в присутствии педагогической общественности. Финалисты представили творческую самопрезентацию, разработали и защитили экспресс-проекты, приняли участие в интеллектуальной разминке. В октябре 2009 года в Ульяновске проходил Всероссийский конкурс мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования «Мастер года — 2009». Победитель регионального конкурса «Преподаватель года — 2009» Виктор Федорович Мясоедов занял в этом конкурсе 6‑е место из 56.

 

В 2010 году участники конкурса представляли на отборочном этапе образовательные проекты «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Кузбасса». Конкурсные испытания заключительной части финала были представлены педагогическим рингом, в ходе которого конкурсанты выражали свою позицию в режиме «вопрос-ответ» на заданную педагогическую ситуацию, и мини-лекцией на тему «Роль личности педагога в инновационном развитии профессионального образования».

 

В 2011 году финалисты впервые прошли компьютерное тестирование по теме «Психолого-педагогические аспекты инновационного развития системы профессионального образования», разместили на сайте института виртуальную выставку учебных, методических и иных авторских разработок, отражающих инновационный опыт работы и демонстрирующих качество представления образовательной информации в сети Интернет, дали пресс-конференцию на тему «Что дало мне в профессиональном плане участие в областном конкурсе «Преподаватель года — 2011». Мои пожелания будущим конкурсантам».

 

В 2012 году на содержание конкурсных испытаний существенно повлиял переход учреждений начального и среднего профессионального образования к реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения. Участники конкурса представили на отборочном этапе образовательные проекты, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций, в полуфинале прошли электронное тестирование по теме «Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения». Изменились условия участия в конкурсе: образовательное учреждение может направить для участия в конкурсе только одного преподавателя.

 

В этом же году был создан клуб финалистов конкурса. Председателем клуба избран К.Н.Светлаков, первый победитель «Преподавателя года». Деятельность клуба направлена на решение задач содействия профессиональному общению педагогических работников учреждений профессионального образования, популяризации конкурсного движения.

 

С 2013 года все областные этапы конкурса проводятся очно. В ходе отборочного этапа конкурсанты прошли электронное тестирование и публично защитили образовательные проекты. Финалисты провели открытые уроки по преподаваемой дисциплине в незнакомой группе. Все уроки проходили в одной учебной аудитории и транслировались на сайте института. Лауреаты конкурса дали мастер-классы и пресс-конференцию для представителей средств массовой информации.

 

С 2014 года в связи с изменением типов учреждений профессионального образования области в конкурсе только одна номинация. Впервые в конкурсе приняли участие представители всех профессиональных образовательных организаций области, подведомственных департаменту образования и науки.

 

В 2015 году проводился юбилейный, десятый, конкурс «Преподаватель года». В связи с этим оргкомитет конкурса включил в программу дополнительные мероприятия: были подготовлены и размещены в региональной методической копилке лучшие учебно-методические материалы финалистов конкурса, создан сайт «Преподаватель года», победители конкурса прошлых лет дали мастер-классы, прошло открытое торжественное заседание клуба финалистов.

 

В этом году Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области как один из учредителей конкурса установил дополнительные призовые номинации для финалистов конкурса: «Лучший преподаватель года общеобразовательных дисциплин» и «Лучший преподаватель года профессионального цикла». Победителями в этих номинациях признаны Илона Игоревна Малинина, преподаватель математики Новокузнецкого торгово‑экономического техникума, и Галина Васильевна Энбрехт, преподаватель профессионального цикла Березовского политехнического техникума.

 

В 2015 году впервые было организовано онлайн-голосование «Лучший участник конкурса «Преподаватель года» глазами интернет-сообщества». Победителями в этой номинации стали Наталья Шамильевна Янова, преподаватель Кузнецкого индустриального техникума, Александра Владимировна Давыдова, преподаватель Кемеровского педагогического колледжа.

 

Наряду с профессиональным жюри, конкурсные уроки финалистов, мастер-классы и пресс-конференцию лауреатов оценивало студенческое жюри. В номинации «Лучший преподаватель глазами студентов» приз получили Александра Владимировна Давыдова, преподаватель Кемеровского педагогического колледжа, и Александр Юрьевич Ковалев, преподаватель Киселевского педагогического колледжа.

 

Профессиональное жюри победителем конкурса «Преподаватель года — 2015» признало Илону Игоревну Малинину, преподавателя математики Новокузнецкого торгово‑экономического техникума.

 

В 2016 году участники конкурса на отборочном этапе публично защищали образовательные проекты, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся. По итогам отборочного этапа жюри определило 20 финалистов. В первом туре финала участники провели занятие по преподаваемой дисциплине с незнакомой группой, на котором продемонстрировали владение педагогическим мастерством. По итогам первого тура финала жюри определило 10 лауреатов. Во втором туре финала лауреаты конкурса представили педагогической общественности лучшие приемы профессиональной деятельности в форме мастер-класса, на пресс-конференции раскрыли видение своей личной роли в развитии системы профессионального образования региона.

 

В 2016 году было расширено онлайн-голосование «Лучший участник конкурса «Преподаватель года — 2016» глазами интернет-сообщества». На сайте «Преподаватель года» не только шла трансляция конкурсных занятий и мастер-классов, но и было размещено видео публичной защиты образовательных проектов финалистами конкурса. В течение трех недель коллеги, обучающиеся и другие заинтересованные лица могли проголосовать за понравившегося финалиста. Победителями в этой номинации стали Антон Сергеевич Никулин, преподаватель Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства, Нина Викторовна Колмакова, мастер производственного обучения Губернаторского техникума народных промыслов, Анастасия Александровна Шевчик, преподаватель Профессионального колледжа г. Новокузнецка.

 

Наряду с профессиональным жюри, конкурсные уроки финалистов, мастер-классы и пресс-конференцию лауреатов оценивало студенческое жюри. В номинации «Лучший преподаватель глазами студентов» приз получили Марина Сергеевна Мащенкова, преподаватель Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг, и Михаил Валерьевич Поликарпочкин, преподаватель Юргинского технологического колледжа.

 

Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области традиционно установил дополнительные призовые номинации для финалистов конкурса: «Лучший преподаватель года общеобразовательных дисциплин» и «Лучший преподаватель года профессионального цикла». Победителями в этих номинациях были признаны Дмитрий Михайлович Фомин, преподаватель истории Кемеровского горнотехнического техникума, и Анастасия Александровна Шевчик, преподаватель профессионального цикла Профессионального колледжа г. Новокузнецка.

 

Профессиональное жюри победителем конкурса «Преподаватель года — 2016» признало Анастасию Александ­ровну Шевчик, преподавателя профессионального цикла Профессионального колледжа г. Новокузнецка.

 

Анастасия Александровна — творческий, инициативный, эрудированный педагог. Использование современных педагогических технологий, творческий поиск интересных форм и содержания работы со студентами позволили создать комфортные условия для развития их интеллектуальных способностей и творческой инициативы. Поэтому ее обучающиеся становятся дипломантами городских, областных и региональных научно-практических конференций по проблемам здорового образа жизни, развития донорского движения.

 

Анастасия Александровна является ведущим преподавателем по программам профессиональной подготовки и переподготовки социальных работников юга Кемеровской области. Она руководит студенческим объединением «Школа психологии», работа которого способствует личностному развитию и самосовершенствованию обучающихся, их эффективной коммуникации. Разработала систему психологической поддержки студентов, принимающих участие в конференциях и конкурсах различного уровня.

 

В 2011 году принимала участие в конкурсе «Преподаватель года» и стала лауреатом.

 

Целью представленного образовательного проекта «Особое внимание и забота» является совершенствование работы по адаптации студентов с особыми потребностями к образовательной среде колледжа через социальное сопровождение подготовленных тьюторов‑сверстников. Совместное движение стимулирует студентов с особыми потребностями к овладению способами выявления возникающих проблем, их осмыслению, самостоятельному поиску путей преодоления трудностей и активному самопроявлению в процессе обучения, участию в мероприятиях информационно-образовательного характера, культурной и спортивной жизни колледжа.

 

Ее личное хобби совпадает с профессиональным совершенствованием: посещение психологических семинаров и тренингов. Увлекается танцами, путешествует по России.

 

В 2017 году в программу конкурса включены новые испытания: решение педагогической ситуации на отборочном этапе и дебаты в финале.

 

Решение педагогической ситуации было включено в конкурсные испытания впервые. В ходе решения сложной педагогической ситуации участники продемонстрировали умение находить педагогически целесообразные и оригинальные способы нейтрализации нарушений дисциплины на уроке, активизации познавательной активности обучающихся, обосновывать предлагаемые решения. Интересными были предложения по использованию в образовательном процессе сотовых телефонов и других гаджетов обучающихся, подбору индивидуальных заданий для проблемных обучающихся с учетом их особенностей. Члены жюри отметили, что подавляющее большинство участников конкурса увидели в предложенной ситуации настойчивого нарушения дисциплины на учебном занятии одним из обучающихся наличие предыстории, в которой педагогом были допущены ошибки в организации взаимодействия с группой обучающихся в целом и с этим конкретным обучающимся. Некоторые участники подошли к решению проблемной ситуации с юмором, что в отдельных случаях демонстрировало педагогическую растерянность.

 

Уже много лет на отборочном этапе конкурса участники осуществляют публичную защиту образовательных проектов, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся. Именно разработка проекта позволяет участникам конкурса продемонстрировать мастерство педагога через умение определить актуальную проблему организации образовательного процесса в конкретном учреждении и найти пути ее разрешения.

 

По итогам отборочного этапа жюри определило 20 участников финала. В этом году финал конкурса проходил в один этап, все финалисты давали фрагмент урока по преподаваемой дисциплине на базе незнакомой группы, на котором продемонстрировали владение педагогическим мастерством, умение организовывать эффективное взаимодействие с обучающимися, представили общественности свои лучшие приемы практической деятельности в форме мастер-класса, приняли участие в дебатах по актуальным темам развития профессионального образования.

 

Дебаты – новое конкурсное испытание, которое включено в программу конкурса впервые. К обсуждению были представлены темы: информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе как средство повышения эффективности обучения и ограничения их использования; участие в чемпионатах WSR: что это дает студентам, преподавателям, образовательным организациям, работодателям; мероприятия профориентационной направленности: какие из них позволяют привлечь наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов; дуальное образование как способ повышения качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Ведущими дебатов были победители конкурса прошлого года А.А.Шевчик и Д.М.Фомин.

 

По результатам конкурсных испытаний финала жюри определило 10 лауреатов.

 

По традиции было организовано онлайн-голосование «Лучший участник конкурса «Преподаватель года — 2016» глазами интернет-сообщества». Победителями в этой номинации стали: Александрова Светлана Валерьевна, преподаватель ГПОУ «Яшкинский техникум технологий и механизации», Филимонова Ольга Борисовна, преподаватель ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна» им. Волкова В.А. и Лярская Лариса Викторовна, преподаватель ГАПОУ «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса».

 

Наряду с профессиональным жюри фрагменты уроков, мастер-классы и дебаты финалистов оценивало студенческое жюри. В номинации «Лучший преподаватель глазами студентов» приз получили: Курленя Василина Анатольевна, преподаватель ГПОУ «Юргинский технологический колледж» и Сатбаев Тимур Ермекович, преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения г.Кемерово.

 

Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области традиционно установил дополнительные призовые номинации для финалистов конкурса: «Лучший преподаватель года общеобразовательных дисциплин» и «Лучший преподаватель года профессионального цикла». Победителями в этих номинациях были признаны: Курленя Василина Анатольевна, преподаватель ГПОУ «Юргинский технологический колледж» и  Лярская Лариса Викторовна, преподаватель   ГАПОУ «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса».

 

Профессиональное жюри победителем конкурса «Преподаватель года — 2017» признало Курленя Василину Анатольевну, преподавателя общепрофессиональных дисциплин ГПОУ «Юргинский технологический колледж».

 

Василина Анатольевна - преподаватель, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности. Ее уроки отличаются научностью, четкой организацией учебной деятельности, применением разнообразных методов, приемов и форм обучения. Владеет методикой организации самостоятельной работы студентов как аудиторной, так и внеаудиторной. Ею разработаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. Василина Анатольевна имеет большой опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, хорошо владеет интерактивными методами профилактики отклоняющегося поведения, тренингами личностного роста, сплочения учебной группы. Она - активный участник занятий «Школы молодого педагога», является руководителем проблемной группы «Проектирование современного занятия в рамках ФГОС СПО». На протяжении нескольких лет была руководителем «Школы лидера», основной целью которой было содействовать развитию навыков организаторской деятельности студенческого актива колледжа, а также реализации интеллектуального и лидерского потенциала студентов.

 

В 2015 году принимала участие во Всероссийском конкурсе методических материалов по профориентации «За Собой», заняла 3 место в областном конкурсе «ПРОФориентир» с программой постинтернатного сопровождения детей-сирот в ГБОУ СПО ЮТК, в 2016 году получила диплом III степени во Всероссийском интернет-конкурсе «Лидер образования» в номинации «Здоровьесберегающие технологии». Активно транслирует свой опыт, участвуя в областных семинарах-практикумах, педагогических форумах, проводит открытые уроки и мастер-классы.

 

Недостаточный уровень психологической подготовки участников чемпионата «Молодые профессионалы» к эмоционально напряженным, нестандартным ситуациям обосновал необходимость создания и реализации образовательного проекта «Позиция», позволяющего готовить участников к психологически напряженным испытаниям конкурсов. Практическая значимость проекта состоит в том, что в ходе его реализации обучающиеся получают опыт формирования позитивного «я», повышения уровня самоценности личности. В результате успешной реализации проекта ожидается повышение уровня психологической устойчивости, уверенного поведения конкурсантов в рамках участия в чемпионате «Молодые профессионалы» и других конкурсах.

 

Из истории областного конкурса «Преподаватель года»: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017